Арт-терапия как метод психологической коррекции агрессивного поведения
Дети, которые проявляют агрессию, наиболее подвержены осуждению со стороны взрослых, а также, их отвержению. Помимо этого, они часто испытывают различные эмоциональные переживания – гнев, возмущение, раздраженность, которые иногда бывает невозможно высказать в процессе вербальной агрессии. Арт-терапия имеет широкие возможности в коррекционной работе с агрессивным поведением детей и подростков. На арт-терапевтических занятиях искусство является средством, которое помогает несовершеннолетним лучше понять себя, справиться с проблемами, которые вызывают у них негативные эмоции.
С целью развития эмоционально-волевых свойств личности, формирования нравственных и моральных форм поведения, расширения коммуникативных способностей, развития личностной сферы поведения, воспитанники социального приюта для детей и подростков города Троицка приняли участие в цикле психологических занятий «Арт – терапия как метод психологической коррекции агрессивного поведения».
Данные мероприятия начались с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям – обидам, разочарованию, боли. Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После проработки скрытых переживаний, перешли к осуществлению коррекционной работы, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки.
На групповых и индивидуальных занятиях, воспитанники познакомились с разнообразными упражнениями и техниками, позволяющие снять проявления агрессии: «Выдувание соломинкой», «Каракули», «Постройка моста», «Кляксы», «Обрывная аппликация».
«Арт-терапия ценна тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально, ведь вербальная система коммуникаций развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся. Арт-терапия – это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях», – отметила педагог-психолог социального приюта для детей и подростков города Троицка Татьяна Кудришова.