Применение практических упражнений
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины. На трудности ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому очень важно, чтобы специалисты вникли в проблемы ребенка, его переживания и оказали ребенку эффективную помощь.
С целью обучения детей навыкам эффективного сотрудничества, формирования жизненно необходимых навыков и компетенций, актуализации процессов самораскрытия, самопознания, в социальном приюте для детей и подростков города Троицка провели цикл практических упражнений.
В процессе психологической деятельности воспитанники приняли участие в психопрофилактической игре «Тропа доверия». Выполняя интересные упражнения, ребята проработали конфликтные ситуации, и нашли способы разрешения, кроме этого проработали навыки бесконфликтного общения. В процессе практического занятия, между участниками создавалась доверительная атмосфера, подростки учились слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни.
В завершении, участники выполнили арт терапевтическое упражнение «Куски пирога», направленное на развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности.
Затем, ребята приняли участие в игровом групповом занятии «Равный среди равных». Большой интерес вызвала групповая игра «Автомобиль». Разбившись на пары, участники выбрали человека, который будет изображать автомобиль и водителя. Водитель управлял автомобилем, используя различные сигналы: рука на правом плече означала поворот дороги вправо, рука на голове – надо ехать назад и так далее. Задача водителя заключалась в том, чтобы элегантно пересечь комнату, избегая столкновений с другими «автомобилями» или препятствиями. Ребята успешно справились с заданием.
В процессе выполнения упражнения «Леопольд» дети отработали навыки убеждения, умение найти подход к каждому.
В заключение цикла, ребята приняли участие в арт-терапевтическом упражнении «Слон». Каждый участник, следуя инструкции, нарисовал свою часть слона. Но при этом участники не имели права говорить друг с другом, было возможно только невербальное общение.
«Следует помнить о том, что развитие личности неразрывно связано с коллективом, в котором она взаимодействует. Личность зависит от структуры сложившихся в группе деловых и межличностных отношений. В любом коллективе может возникать вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Сплоченный коллектив является залогом успеха любого мероприятия», – отметила педагог-психолог социального приюта для детей и подростков города Троицка Татьяна Кудришова.