Практическое занятие «Как быть с эмоциями ?»
Многие дети имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих адаптацию в социуме. У них проявляются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность.
Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребенка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях, которые способствуют повышению нервно-психических напряжений, невозможностью контролировать и регулировать свои эмоции и чувства.
С целью снижения уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения, предупреждения и преодоления агрессивного поведения, формирования навыков саморегуляции, воспитанники социального приюта для детей и подростков города Троицка приняли участие в цикле практических занятий «Как быть с эмоциями?».
В процессе проведения часа общения «Разрешение конфликтов без насилия» обсудили, что же такое конфликт, какие чувства испытывают люди, когда сталкиваются с конфликтом и как его избежать. Данная беседа заставила задуматься о правильности своих поступков, о том, как важно научиться предвидеть последствия своих действий и придерживаться норм поведения.
На тренинговом занятии «Я контролирую гнев», участники обсудили вопросы, связанные с агрессией и агрессивным поведением, постарались разобраться, зачем агрессия необходима человеку, познакомились со способами конструктивного выражения негативных чувств.
Особый интерес вызвало арт-терапевтическое упражнение «Война и мир», направленное на снижение уровня агрессивности, обучение конструктивной форме выхода из конфликтной ситуации, развитие навыков самоконтроля. Работа в предлагаемой технике проходила в два этапа.
На первом этапе участникам предлагалось представить, что перед ними лежит не лист бумаги, а кто-то, с кем они находятся в ссоре, в течение десяти секунд они могут совершить различные манипуляции с предполагаемым обидчиком.
На втором этапе участники должны были в течение пятнадцати минут помириться с воображаемым обидчиком. Форму примирения каждый выбирал сам: примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для такого случая. В своей работе каждый мог использовать то, что осталось от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид.
В завершении, подростки познакомились с практикой «Мои ресурсы», смогли узнать о ресурсах своего организма и о том, как найти в себе силы, чтобы быть всегда в ресурсе.
Прослушивая ряд музыкальных произведений, символизирующих четыре стихии, передавая свои образы через рисунки, каждый определил стихию, в которой комфортно и спокойно, именно из выбранной стихии будет черпать жизненные ресурсы.
«Практическое занятие, как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Поэтому проведение подобной работы будет продолжено и в дальнейшем», – отметила педагог-психолог социального приюта Татьяна Кудришова.