Директор муниципального казенного учреждения социального обслуживания

«Социальный приют для детей и подростков»

города Троицка Челябинской области

Левченко Ольга Михайловна 

"Приветствую Вас на сайте МКУ «Приют» города Троицка Челябинской области! Если вы столкнулись с какими-то трудностями, в вашей жизни появились проблемы, обращайтесь в Муниципальное казенное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» города Троицка, где вам помогут решить ваши проблемы с детьми грамотные специалисты.  На нашем сайте Вы найдете полезную информацию о структуре и деятельности МКУ «Приют», ознакомитесь с формами и условиями предоставления социальных услуг. Мы всегда готовы прийти Вам на помощь!

С уважением, директор МКУ «Приют» города Троицка Левченко Ольга Михайловна

     

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Бессмертный полк
Результаты независимой оценки качества оказания услуг
Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области
Министерство социальных отношений Челябинской области
Интернет-приемная Министерства социальных отношений Челябинской области
Интернет-приемная УСЗН г.Троицка
Государственные услуги
Проект Общероссийского Народного Фронта «НАРОДНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА»

Интернет услуги

Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями
Телефон доверия
Сообщи, где торгуют смертью!
Защита детей
результаты независимой оценки качества оказания услуг

Обратная связь

Качество услуг в социальном обслуживании

Работа учреждения

Голосование

Легко ли было найти информацию на сайте?




 

Муниципальное казенное учреждение социального обслуживания

«Социальный приют для детей и подростков»

Города Троицка Челябинской области

 

 

 

Утверждаю:

Заместитель директора

по воспитательной и

реабилитационной работе

___________ С. П. Штейнер

 «___» ________  20___год.

 

 

 

 

 

«Тренировка замещения агрессии – АRТ» 

 

  (программа профилактики, уменьшения и замещения агрессивного поведения  у детей и подростков)

 

Автор-составитель:

педагог-психолог

Т.И. Кудришова

 

 

 

Г. Троицк

2021год

 

 

 

Наряду с множеством программ по снижению уровня агрессии у детей и подростков  существует научно обоснованная многоцелевая программа   «Тренировка замещения агрессии – АRТ». Она была  разработана  в США в 80-х годах прошлого столетия Арнольдом П. Гольдштейном и Барри Гликом для подростков с проблемами поведения. Впоследствии  программа была адаптирована норвежскими специалистами (Кнут Гундерсен, Тутте Митчелл Ульсен, Юханес Финне) для использования в школах, детских домах, дошкольных учреждениях, в учреждениях по охране детства.

АRТ – это структурированная педагогическая программа, состоящая из трех равноценных компонентов.   Каждый из трех компонентов направлен  на различные аспекты межличностного  взаимодействия и функционирования в обществе.

В атмосфере тренинга создаются благоприятные условия для освоения позитивных поведенческих стилей, развития навыков социально приемлемого поведения, понимания и постижения конструктивных стратегий разрешения конфликта.

В ходе занятий дети и подростки учатся лучше анализировать  социальные ситуации и приобретают больший спектр альтернативных действий в стрессовых ситуациях, а значит, учатся находить лучшее решение проблемы.

Программа АRТ также формирует предпосылки для лучшего эмпатического восприятия тех, с кем участники находятся в непосредственном взаимодействии (со сверстниками, родными, педагогами и т.д.).

Многие из исследований указывают на то, что те дети и взрослые, которые испытывают социальные трудности, и особенно те, кто прибегает к агрессии, имеют сниженную способность к анализу невербальных и вербальных сигналов, низкие коммуникативные способности, и поэтому чаще всего возлагают ответственность за возникновение конфликта на других. На АRТ- занятиях ребята поднимают вопросы по тем конфликтным ситуациям, которые актуальны для них самих, т.е. те ситуации, в которых оказывались они сами. Посредством анализа и ролевых игр даются предпосылки к выбору лучшего решения проблем на последующих этапах.

Таким образом, данная программа  позволяет повысить уровень социальной компетентности,  что способствует формированию у детей и подростков гуманистического мировоззрения, осознание самих механизмов возникновения модели поведения  во взаимоотношениях между людьми, что позволит в итоге повлиять на агрессивные модели поведения и постараться изменить их так, чтобы уменьшить склонность подростков к жестокости и насилию.

Цель и задачи программы

Цель программы  профилактика и снижение уровня агрессивности у детей и подростков путем  развития социальной компетентности.

 Задачи:

1.     Создать в группе условия для полного раскрытия личностью позиций и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности и поддержки.

2.     Развить навык уверенного поведения, конструктивного  разрешения межличностных конфликтов.

3.     Сформировать у детей и подростков необходимые социальные навыки.

4.     Научить детей и подростков распознавать и контролировать свой гнев.

5.     Повысить  уровень эмпатического восприятия окружающих у участников программы.

Целевая группа:    Дети и подростки от 8 до 18 лет.

  Перечень программных мероприятий

Программа АRТ состоит из трех равноценных компонентов:

1. Тренировка социальных навыков – интерактивный поведенческий компонент. Участники тренинга овладевают умениями пользоваться оправданными социальными реакциями в актуальных ситуациях. Новые умения дети и подростки тренируют посредством ролевых игр на занятиях и позднее в естественной обстановке. Тем самым закрепляются навыки, дающие участникам  альтернативу действий. Впоследствии выбрать верное поведение в различных  ситуациях является делом самого подростка.

2. Тренировка контроля  над гневом – эмоциональный поведенческий компонент, нацеленный на формирование способности участников контролировать свой гнев. Тренировка направлена на установление новых просоциальных форм поведения, которые смогут заменить прежние образцы  (вербальную или физическую агрессию,  эскапизм).    В ходе занятий подростки узнают, что новые альтернативные варианты  более выигрышны, чем  те, которые использовались раньше.

3. Коррекция негативов в поведении – когнитивный аспект программы.    Активная профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей. Коррекции подлежит не только недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Эффективное построение такой системы возможно в результате совместных усилий, как самого ребенка, так и родителей, воспитателей, психологов.

Формы и методы работы

Работа осуществляется в групповой форме. В ходе занятия используются разнообразные методы:

1.  Демонстрация желательных моделей поведения тренерами.

2.  Ролевая игра.  Проигрывание детьми  ситуаций  позволяет увидеть множество альтернативных действий и реакций на различные жизненные неурядицы и выбрать социально приемлемые.

3.  АRТ-игры.

4.  Анализ и обсуждение различных ситуаций,  поступков участников тренинга.

5.  Специальные упражнения на развитие  навыков общения.

6.  Упражнения на релаксацию.

7.  Домашние задания.

8.  Ведение «Журнала гнева».

9.   Тренинговые занятия.

10.                  Психологические игры.

11.                   Арттерапевтические занятий, упражнения, игры.

Существенная часть тренировки социальных навыков основывается на том, что участники наблюдают за способными исполнителями в различных ситуациях взаимодействия. Такая форма обучения называется научение моделям.

Методы оценки эффективности программы

1.                     Наблюдение за участниками тренинга в ходе реализации программных мероприятий.

2.                     Анкетирование перед началом курса занятий и по его  окончании педагогов, родителей, детей (подростков).

Ожидаемые результаты

1.                     Повышение  количества детей и подростков, которые приобрели    навыки уверенного поведения, конструктивного  разрешения межличностных конфликтов.

2.                     Снижение количества детей и подростков с проблемным поведением;

3.                      Повышение уровень социальной компетентности у детей и подростков;

4.                     Повышение уровеня эмпатийного восприятия окружающих у участников программы. 

         Общие результаты указывают на значительное улучшение социальных навыков среди детей из экспериментальных групп, но улучшение социальных навыков и уменьшение проблемного поведения замечено и среди детей из контрольных групп. Данные находки можно рассматривать как результат возможного влияния детей  из экспериментальной группы на детей из контрольных групп.

 

 

 

 Тематическое планирование

 

Сроки проведения

Темы занятий

Социальные навыки

Контролирование гнева

Коррекция негативов в поведении

Январь

«Как говорить комплименты»

Анкетирование

Проблемная ситуация советника марсианина

Февраль

Психологическая игра Dixit

Практическое занятие «Мы можем рассердиться и тут же всех простить»

Психо-профилактическая игра «Тропа доверия»

Март

Тренинг общения для подростков.

Занятие «Рассерженные шарики»

Беседа с элементами арттерапии «Жизнь прожить не поле перейти»

Февраль

Занятие «Прогулка по космическому пространству»

Беседа «Только от  меня все зависит»

Практическое занятие «На пути к счастью»

Март

Психологический КВН

Артерапия «Свет в руках» - правополушарное рисование.

Практическое занятие «Точка-точка-запятая»

Апрель

Социально-психологический тренинг «Навыки эффективного общения»

Психологическая игра «Дом наших отношений»

Конференция «В здоровом теле-здоровый дух»

Май

Практическое занятие «День спасибо»

Тренинг «Властелин эмоций»

Практическое занятие «Мы выбираем альтернативу»

Июнь

Игра «Человечки»

Коррекционно- развивающее занятие «Что такое хорошо, что такое плохо»

Диспут «Четыре угла-четыре выбора»

Июль

Тренинг «4 стихии»

Занятие «Живая картина»

Беседа «Взрослые шаги»

Август

Тренинг общения

Практическое занятие с элементами нейрографики «Моя мечта»

Проблемная ситуация Бориса

Сентябрь

Практическое занятие «Маска- талисман»

Практическое занятие с элементами  арттерапии «Загадочный фрактал»

Занятие «Давление – как ему противостоять»

Октябрь

Психологическая игра «По дороге из желтого кирпича»

Практическое занятие «Преодолевая трудности»

Занятие «Цвет моря»

Ноябрь

Тренинг возможностей «Имидж-клуб»

Игра  «Дерево радости и печали»

Беседа «Проблемы взросления»

Декабрь

Тренинг «Развитие навыков эффективной коммуникации»

 

Консультация «Как жить в мире с самим собой»

Занятие «Философские размышления о счастье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг «Развитие навыков эффективной коммуникации»

Цель: развитие навыков эффективной коммуникации у подростков. 

Задачи:

·         развитие навыка взаимодействия в команде;

·         отработка навыка вербального и невербального общения;

·         снятие  коммуникативных барьеров и мышечных зажимов;

·         развитие эмоционально-волевой сферы;

·         развитие эмпатийного, доброжелательного отношения друг к другу;

·         повышение самооценки;

·         развитие чувства уверенности в себе;

·         личностное развитие подростка.

Целевая группа: подростки 12-15 лет.

Структура тренинга

Вводная часть:

1.       Вводное слово психолога.

2.       Правила тренинга.

Основная часть

1.       Упражнение «Старое-новое знакомство».

2.       Упражнение «Интервью».

3.       Упражнение «Время года».

4.       Упражнение «Рисунок на спине». 

5.       Упражнение «Век нынешний, век минувший».

6.       Упражнение «Толстое стекло».

7.       Упражнение «Без маски».

8.       Упражнение «Танец отдельных частей тела».

9.       Упражнение «Мой герб».

10.   Упражнение «Ищу друга».

Заключительная часть

11.   Упражнение «Я желаю тебе….».

12.   Рефлексия.

Ход тренинга

Вводная часть:

ВВОДНОЕ СЛОВО: «Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. Наверное, у каждого из вас есть вопрос, зачем я сюда пришел, и что мы тут будем делать. Кто-нибудь уже бывал на тренинге?  Кто не знает, поясню, тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности с помощью приобретения жизненного опыта в группе людей.

Сегодня мы будем развивать навыки эффективной коммуникации:

·              Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.

·              Учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.

·              Сможем более успешно общаться с другими людьми, лучше понимать их, а значит меньше конфликтовать.

Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять проблемы в коммуникации, принять их, осознать, и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы — задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель — помочь себе и друг другу раскрепоститься и активно работать. Нам необходимо сесть в круг. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны).

ХЛОПКИ

Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.

— на улице хорошая погода,

— я рад, что cкоро начнутся каникулы,

— мне интересно, что сейчас будет,

— я ничего не понял, что мы тут будем делать,

— у меня хорошее настроение,

— я готов к работе в нашей группе.

Правила! Которым необходимо придерживаться на протяжении нашего занятия.

Основная часть

13.   «Старое-новое знакомство». Каждый участник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя может быть настоящим, уменьшительно-ласкательным, можно взять имя своего друга или героя фильма, книги. Имя должно быть написано достаточно крупно. После подготовки визиток происходит их представление. Называем свое имя и качество на первую букву имени.

14.   Упражнение «Интервью». Ребята разбиваются по парам и рассказывают друг другу о себе в течение 3 минут. Затем все садятся в круг, и по кругу каждый говорит о своем партнере (то, что он только что о нем узнал). Какие ощущения? Комфортно ли было, представляться самим или быть представленным?

15.   Упражнение «Время года». Участники тренинга объединиться в группы по времени года вашего рождения. Изобразить символ данного времени. И сказать, что вас еще может объединять в данной микрогруппе.

16.   Упражнение «Рисунок на спине». А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас покажу картинку и спрячу, затем такой же рисунок стоящий последним изобразит пальцем на спине у того кто впереди. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.

17.   Упражнение «Век нынешний, век минувший». Играющие делятся на несколько команд. Ведущий объясняет им, что они должны представить себе, будто все они вернулись из школы с шестью двойками. Их задача – изобразить, что же будет происходить дома после их возвращения. Но первой команде необходимо проиграть эту ситуацию в образе семьи неандертальцев, второй – в древнеславянской семье. Третья команда поведает, как бы это происходило при Петре Первом, а четвертая воспроизведет все в настоящем времени. Само задание также может меняться: например, на «признание в любви», «охоту» и т. д. На подготовку командам отводится 6—7 минут. Итоги: главное не время, когда это произошло и эмоции, которые человек при этом испытывает.

18.   Упражнение «Толстое стекло». Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Речь использовать нельзя, общаться только при помощи мимики и жестов. Ваша задача:

·         договориться о времени встречи в кино;

·         у одноклассника узнать домашнее задание по истории;

·         попросить маму купить ваш любимый фрукт,

·         позвать младшего брата (сестру) на обед,

·         выразить недовольство по поведению друга,

·         поблагодарить за помощь,

·         показать, что влюблен,

·         идти на примирение.

19.   Упражнение «Без маски». Все садятся в большой круг. Участникам предлагается продолжить фразу:

Примерное содержание карточек:

Мне нравится в людях… Я лучший, когда… Мне радостно, когда… По окончании школы я… Самое счастливое время… В школе я… Труднее всего мне… Мне очень хочется… Самое важное в жизни это… Когда я стану взрослым я…

20.   Упражнение «Танец отдельных частей тела» Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов. Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком. Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен  

·         танец кистей рук;

·         танец головы;

·         танец рук;

·         танец плеч;

·         танец живота;

·         танец ног. 

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

21.   Упражнение «Мой герб»

Ведущий: «Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы нарисуем герб, но, кто хочет, может написать и девиз. Каждый из вас сейчас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать. Начинайте и у вас обязательно получится. Изобразите просто схему, контур. Главное — идея и свобода самовыражения.

Далее предстоит работа на обратной стороне листа. Расчертите его на 4-е части: в первую впишите важного в вашей жизни человека, но не более 3-х; во вторую — любимое место; в третью — личное качество, которое нравится; в четвертую — что (или кто) помогает в жизни и делает счастливым.

После того, как все готовы, каждый представляет свой герб, рассказывает, что изображено, и зачитывает материал с обратной стороны.

Психологический комментарий:

Это упражнение заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Поиск ответов на эти вопросы помогает участникам более четко осознать цели своей жизни.

22.   Упражнение «Ищу друга». Каждый участник пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Один из игроков все перемешивает и пускает по кругу. Если участнику нравится объявление, то на нем ставится «звездочка». В итоге объявления раздаются обратно участникам, каждый считает количество «звездочек», выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.

23.   Упражнение «Восковая палочка». Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1—2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Заключительная часть

24.   Упражнение «Я желаю тебе….». Цель: снятие эмоционального напряжения. Участники сидя в кругу, на отдельном листе рисуют солнце. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Другие участники около каждого луча напишите пожелание адресату, по очереди передавать друг другу лист, пока он не вернется к хозяину.

25.   Рефлексия. Каждый из вас пришел сюда с определенными ожиданиями, с вопросами, что мы тут будем делать. Сейчас можно высказаться: ваши ожидания и реальность. +, - тренинга, что полезного для себя взяли, что нового узнали. 

26.   «Аплодисменты по кругу». Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!

 

 

 

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 08 апреля, 2021 [15:08]
Дата изменения: 08 апреля, 2021 [15:09]